Новости из Верховного суда Российской Федерации. 

     Верховным Судом Российской Федерации подготовлены законопроекты для внесения изменений в действующие законодательные акты, а также разъяснения в применении положений действующих правовых норм. 

     Так, в частности, Пленумом Верховного Суда РФ подготовлены разъяснения практики применения судами положений четвертой части ГК РФ, которые затрагивают вопросы, связанные: 

     - с распоряжением исключительным правом; 

     - с защитой интеллектуальных прав, авторских прав, прав, смежных с авторскими; 

     - с патентными правоотношениями; 

     - с правами на секрет производства (ноу-хау), на фирменное наименование, на товарный знак и знак обслуживания, на наименование мест происхождения товара, на коммерческое обозначение. 

    В проекте Постановления приводятся разъяснения о порядке определения подсудности споров, вытекающих из четвертой части ГК РФ, порядке разрешения споров, вытекающих из договоров об отчуждении исключительных прав, лицензионных договоров, о рассмотрении споров, связанных с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, перечне объектов авторского права, об особенностях рассмотрения споров об авторстве (соавторстве) на изобретение, полезную модель или промышленный образец и другие вопросы. 

    Кроме того, разъясняется порядок рассмотрения вытекающих из части четвертой ГК РФ споров в связи с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Также, Пленумом Верховного Суда РФ подготовлен законопроект "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" 

    Данным проектом предлагается ограничить применение особого порядка судебного разбирательства уголовными делами о преступлениях небольшой и средней тяжести. 

    В настоящее время закон позволяет выносить приговоры без проведения судебного разбирательства в общем порядке также при согласии обвиняемого с обвинением в тяжком преступлении, за которое предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы. 

     Вносимым в Госдуму проектом федерального закона устанавливается, что по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести обвиняемый вправе заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке. 

     Суд вправе постановить приговор без проведения судебного разбирательства в общем порядке, если удостоверится, в том числе, что государственный или частный обвинитель и/или потерпевший не возражают против заявленного обвиняемым ходатайства. 

      Предусматривается также возможность для судьи по результатам рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства вынести постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьей 239 УПК РФ, а также статьями 25.1 и 28.1 УПК РФ. 

Новое в налоговом законодательстве. 

1. Минфином России разъяснены вопросы наложения ареста на имущество организации для взыскания авансовых платежей по налогу. Данные разъяснения могут использоваться в правоприменительной практике, начиная с 14.03.2019 года. 

     Так, в частности, арест имущества может производиться в случае неисполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов) и при наличии достаточных оснований полагать, что должник примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. 

Президиум ВАС РФ в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 указывал ранее, что неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну является возможность ее принудительного исполнения. Таким образом, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате авансовых платежей, а также осуществить меры по их принудительному взысканию за счет имущества налогоплательщика. 

     На этом основании Минфин России полагает возможным производить арест имущества организации в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей. 

2. С 1 апреля 2019 года СНИЛС можно будет получить в электронном виде. 

Данная норма предусмотрена Федеральным законом от N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в 

системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 

    В соответствии с указанным законом исключается обязанность ПФР выдавать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам. Теперь документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, по выбору физического лица может быть направлен ему в форме электронного документа, а также иным способом, в том числе на бумажном носителе почтовым отправлением. 

Ранее выданные страховые свидетельства сохраняют свое действие и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. 

Сведения о СНИЛС, как и прежде, будут предоставляться гражданином при обращении за государственными и муниципальными услугами самостоятельно. 3. В государственную Думу Российской Федерации внесены законопроекты "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» 

В соответствии с ними, в налоговом кодексе РФ предлагается закрепить порядок уплаты нескольких неналоговых платежей. 

        Так, НК РФ планируется дополнить новыми главами, посвященными уплате: 

  • экологического налога (предполагается, что данный налог заменит собой плату за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренную Федеральным законом "Об охране окружающей среды"); 

  • утилизационного сбора (вводится взамен существующих экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"); 

  • сбора за пользование автомобильными дорогами федерального значения (введение указанного сбора предусматривает замену действующего неналогового платежа - платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн); 

  • налога на операторов сети связи общего пользования (это новый платеж, налоговой базой для расчета которого будут являться доходы, полученные от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, со ставкой налога в размере 1,2 процента); 

  • гостиничного сбора (это новый сбор, уплачиваемый организациями и физлицами, осуществляющими деятельность по оказанию гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания. Полномочия по установлению конкретных ставок предлагается предоставить органам местного самоуправления, в НК РФ предполагается закрепить лишь максимальное значение). 

   Кроме того, подготовлен законопроект, направленный на оптимизацию взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. 

       Законопроектом, в частности, предусматривается: 

  • изменение порядка расчета налога на доходы физических лиц; 

  • установление права налогоплательщика, состоящего на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта РФ, на представление единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика; 

  • отмена обязанности налогоплательщиков транспортного налога и земельного налога представлять налоговые декларации по соответствующему налогу. Предусматривается, что налоговые декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы не представляются за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды; 

  • продление с 1 ноября до 31 декабря предельного срока для представления физическими лицами в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет в размере величины кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, а также уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц; 

  • установление обязанности налоговых органов самостоятельно исчислить сумму земельного налога и налога на имущество физических лиц пенсионеров и лиц предпенсионного возраста с учетом соответствующей налоговой льготы, в случае если указанные лица не представили в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы; 

  • порядок и основания прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, прекративших свое существование в связи с их гибелью или уничтожением. При этом налогоплательщику предоставляется право направить соответствующее заявление и документы в налоговый орган по своему выбору. 

   В переходных положениях устанавливаются сроки и налоговые периоды, начиная с которых применяются предлагаемые изменения. 

       Новое в корпоративном законодательстве. 

      Ко второму чтению подготовлен законопроект «О внесении изменений в статьи 40 и 75 Федерального закона "Об акционерных обществах", касающийся расширения прав акционеров при приобретении размещаемых дополнительных акций общества. 

   Согласно данному законопроекту акционеры публичного общества будут иметь преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки: 

  • дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций публичного общества этой категории (типа); 

  • вновь размещаемых дополнительных акций новой категории (типа) и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг либо дополнительных привилегированных акций с преимуществом в очередности получения дивидендов и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций публичного общества. 

   Также акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, будут иметь преимущественное право приобретения размещаемых посредством закрытой подписки: 

  • дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций общества этой категории (типа); 

  • вновь размещаемых дополнительных акций публичного общества новой категории (типа) и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций публичного общества, предоставляющих право голоса при решении поставленного на голосование вопроса о размещении указанных ценных бумаг; 

  • дополнительных привилегированных акций с преимуществом в очередности получения дивидендов и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций общества, предоставляющих право голоса при решении поставленного на голосование вопроса о размещении указанных ценных бумаг. 

    При этом акционеры общества - владельцы привилегированных акций с преимуществом в очередности получения дивидендов не будут иметь указанное преимущественное право.